понедельник, 6 января 2014 г.

Опыт развития навыков самоуправления

Я хочу открыть блог публикацией нескольких заметок на одну не очень крупную, но достаточно важную тему - личная самоорганизация, selfmanagement. Многие начинающие разработчики  упускают из виду этот аспект своей работы, считая, что главное - это знание технологий и инструментов разработки, а все остальное либо не нужно, либо не важно. Я и сам с завидным упорством набивал себе все виды шишек из-за пренебрежения этими навыками, пока осознание того, что я действительно делаю что-то не так, не изменило мою жизнь.

Началось все с того, что несколько лет назад я заметил, что достаточно часто прихожу домой  смертельно уставшим. Настолько, что оставалось только "лечь и умереть". В определенный момент недовольство этим набрало критическую массу и я попытался разобраться с этой проблемой, так как она непосредственно влияла на моё качество жизни. Анализируя свой опыт, я заметил несколько любопытных закономерностей. 

Во-первых, моя усталость удивительным образом была обратно пропорциональна тому, насколько продуктивным и успешным выдался день. Чем лучше я работал в течение дня, тем бодрее и свежее я был вечером. Напротив, те дни, когда я "разряжался в ноль", у меня ничего толком не получалось сделать: я все время тратил на какую-то ужасно непродуктивную суету или на интернет.

Во-вторых, когда я работал успешно и эффективно, у меня было четкое понимание того, что нужно делать,  я не распылялся на несколько задач одновременно. Другими словами, я был сфокусирован на одной, хорошо спланированной задаче.

В-третьих, поскольку я планировал не сознательно, а интуитивно, хорошо спланированные задачи у меня получались или не получались случайно.

Мысль о том, что своим рабочим временем можно и нужно управлять стала для меня вдохновляющим откровением. Сначала мне казалось, что решение достаточно просто и очевидно: надо утром, пока голова свежая, составить список дел на день, записать их на листочек, а потом просто выполнять план по пунктам, и всё будет хорошо. Однако этот правильный, вообщем-то, подход на практике оказалось не так уж и просто реализовать.

Во-первых, оказалось, что записанные утром планы далеко не всегда помогают в работе. В теории казалось, что ничего проще линейного списка дел и придумать нельзя. На практике выяснилось, что это отдельный навык и составить качественный список дел не так уж и просто.

Во-вторых, исполнению плана постоянно мешало окружение: мои коллеги и руководство с завидным постоянством приходили ко мне и отвлекали от работы по составленному утром плану.

В-третьих, рука всё равно постоянно тянулась к браузеру.

В итоге отработка практических навыков самоорганизации на работе заняла у меня несколько лет. В следующих заметках я хочу более подробно описать, как я решал описанные выше проблемы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий