суббота, 23 августа 2014 г.

Процессные астронавты (небольшая зарисовка из жизни)

Дожэль Спольски как-то писал про архитектурных астронавтов. В глубинах IT-шного космоса у них есть братья по разуму - процессные астронавты.

Давным давно, в далёкой далёкой галактике жил-был небольшой проект у которого было полтора внутренних клиента, сидевших через один ряд оупенспейса. Проект только начинался, боролся за жизнь и место под солнцем, доказывал свою нужность. Казалось бы, о чем должна была болеть голова у проектной команды? Уж точно не о том, как осложнить жизнь своим клиентам и самим себе.

К сожалению, это было ровно, чем мы тогда занимались. Например, мы упорно придумывали и воплощали в жизнь Процесс Обработки Заявок Клиентов (всех полутора, ага), который включал в себя портал на Microsoft Sharepoint, проект в TFS и весьма вычурный регламент, объединяющий их в единое целое. Мы сами так и не научились по нему нормально работать, но достаточно настырно пытались заставить полтора наших внутренних клиента работать по этому Процессу. Клиенты, и так не фонтанировавших лояльностью, а тут ещё мы со своим Процессом.

Причиной нашего поведения было желание Сразу Сделать Всё Правильно. Это, наверное, один из самых тяжких грехов в нашей отрасли. Мы говорили себе: "так-так-так, когда-нибудь у нас будет много клиентов, мы должны быть к этому готовы. Давайте придумаем процесс сразу так, чтобы потом никого не переучивать". И мы так увлеклись решением проблем дня завтрашнего, что забыли про день сегодняшний. Я думаю, что мудрый читатель уже догадался, какая судьба постигла проект с такими ценностями и приоритетами.

Ключевая проблема процессной астронавтики заключается в том, что процессы придумываются не исходя из реальных проблем проекта, а по каким-то другим причинам. Вообщем, это такое же решение без проблемы, как и выдуманные на пустом месте требования к продукту или избыточные архитектурные загогулины. В итоге не процесс обслуживает потребности проекта, а проект вынужден терпеть издержки из-за особенностей процесса.

Насколько я могу судить, это явление достаточно распространено в нашей индустрии. Только в одном и пяти мест моей работы я не столкнулся с его проявлением. Я пока не готов сказать, как с бороться с этим в себе и в других. Когда-нибудь я достигну просветления и напишу об этом.

4 комментария:

  1. Я какое-то время работал в Энтерпрайзной Консалтинговой Компании, а потом ушел в небольшой калифорнийский стартап. С точки зрения процессов - небо и змеля. В стартапе жестких процессов как будто нет вообще (не считая регулярных советов директоров и собраний акционеров), процессы придумываются по ситуации чтобы решать конкретные проблемы. Дальше у меня возникает вопрос: это из-за того что стартап, или из-зи того что калифорнийский?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, что из-за того, что стартап :) В стартапе весь бизнес на виду, люди мыслят несколько по-другому.

      Плюс, как мне кажется, большую роль играет и личный опыт людей.

      Удалить
    2. И после этого я задумался о том что же такое стартап. Ведь тут около двухсот человек работает, в офисах по всему миру. И это тем не менее воспринимается более стартапно чем 200-человековая Консалтинговая Компания. Может дело еще и в типе бизнеса (разработка софта на заказ в консалтинге vs свой интернет-сервис в стартапе).

      Удалить
    3. Обратимся к Вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BF

      Если суммировать: стартап - это краткосрочный экспериментальный бизнес, который обкатывает идею продукта и/или бизнес-модели. Потом он либо загибается, либо перестаёт быть стартапом.

      Судя по всему, это уже не совсем стартап.

      Удалить