понедельник, 20 января 2014 г.

О вредных привычках

В заключение своего небольшого цикла заметок (123) хочу рассказать о том, как я боролся с вредными привычками. Вредные привычки бывают самые разные: курение, алкоголь, ковыряние в носу пальцем (ринотиллексомания), и так далее. Есть и вредные информационные привычки: доведенные до автоматизма шаблоны поведения, направленные на получение информации. Конечно же я говорю, в первую очередь, о трате рабочего в времени на веб-серфинг, социальные сети, чатики.

В принципе, в этом нет ничего страшного, если это делается в разумных количествах и осознанно. Беда только в том, что у меня в определенный момент эти привычки отнимали неразумное время и приобрели практически компульсивный характер. Когда я начал осознанно заниматься вопросом своей персональной эффективности, эта проблема встала передо мной в полный рост.

Беда с привычками, как и с любым автоматическим поведением, состоит в том, что они способны работать без включения нашего сознания. Стоит только окружающей ситуации совпасть с некоторым шаблоном, который засел в голове, как организм выполняет привычные действия сам. В этом сила нашего мозга (только подумайте, как удобно, что нам не надо думать над каждым шагом), но в этом и слабость. Именно это свойство делает борьбу с вредными привычками такой трудной - как только фокус внимания смещается в этой борьбы на что-то другое, привычка воскресает с новой силой.

Когда я осознал свою проблему, я попытался сначала решить её в лоб: мощным волевым усилием фокусировал своё внимание на работе и всячески избегал нерабочего интернета. Однако эта прямая стратегия совсем не принесла результата (моё почтение, сэр Лиддел Гарт), да я и не могу похвастаться особой силой воли :)

После некоторой рефлексии на эту тему я решил действовать хитростью. Вместо того, чтобы силой бороться с последствиями привычек - импульсами, побуждающими меня что-то сделать, я решил нацелиться на слабое место привычки - шаблонность. Поскольку основные мои проблемы были связаны с интернетом, я физически убрал со своего рабочего компьютера привычные способы доступа к нему: убрал барузер с рабочего стола и из меню "Пуск". При этом рабочие сайты я "зашорткатил" при помощи стандартных средств Windows, облегчив к ним доступ. Кстати, применение горячих клавиш для вызова рабочих сайтов оказалось очень удобным механизмом. Кроме того, я так настроил браузер, чтоб он открывался без адресной строки и такого привычного и удобного механизма доступа к наиболее посещаемым сайтам.

Некоторое время я со странным злорадством обнаруживал себя пытающимся "нащупать" барузер в привычном месте. Изменение среды на компьютере "сломало" установившиеся шаблоны. В итоге я каждый раз, когда срабатывали мои нехорошие привычки, получал прерывание, "включавшее" моё сознание. В соответствии со всеми правилами борьбы с вредными привычками, я приучал себя замещать нежелательно поведение чем-то полезным. В качестве полезного поведения я прививал себе планирование своих задач.

Это сработало. Трата времени на нерабочий интернет сократилась почти до нуля. Примерно через два месяца я не нуждался уже в этих костылях и подпорках, хотя сохранил их.




Комментариев нет:

Отправить комментарий